Речевые нарушения у детей
К сожалению, приходится отмечать, что в последние годы детей с речевыми нарушениями становится все больше. И это в первую очередь вызвано участившимся рождением детей с диагнозом «перинатальная патология центральной нервной системы».
Алалия, дизартрия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи (ОНР) — речевые нарушения, которые требуют упорной, длительной коррекции. Существует целый арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но в последнее время у логопедов повышенным вниманием пользуются немедикаментозные методы — логопедический массаж языка, лицевой мускулатуры и динамическая электронейростимуляция (ДЭНС), которая прекрасно стимулирует работу мышц речевого аппарата и мимических мышц, а также улучшает зрительно-моторную координацию. Кроме того, этот метод безопасен и удобен в применении, не вызывает аллергических реакций и позволяет решать любые, подчас самые сложные задачи.
Курсы ДЭНС-терапии и массаж
В течение восьми месяцев у 20 детей было проведено три курса ДЭНС и массажа продолжительностью 10 дней. Время сеанса в среднем составляло 5-10 минут. К каждому ребенку подходили индивидуально: схема ДЭНС-воздействия составлялась в зависимости от специфики нарушения тонуса мышц губ, языка, шеи, лица, наличия гиперкинезов и с учетом возраста ребенка.
Уже после первого курса ДЭНС-терапии и зондового массажа у детей с общим недоразвитием речи 2-го уровня улучшилось звукопроизношение, увеличился словарный запас, началась фразовая речь, было отмечено улучшение памяти, концентрации внимания, также нормализовался сон и уменьшилась возбудимость. Дети стали лучше вступать в контакт со сверстниками, охотнее выполнять обучающие программы. Кроме того, дети стали реже болеть простудными заболеваниями.
Метод ДЭНС прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее. Так, количество нарушений произношения свистящих звуков у детей сократилось в два раза, шипящих звуков — уменьшилось в три раза. Несколько менее значимая динамика наблюдалась в становлении соноров (звуки л, м, н, р и i).
Однако к концу первого года обучения 75% детей, занимающихся в группе, стали произносить все звуки.
На основании результатов этой работы можно говорить о высокой эффективности ДЭНС и, конечно, о целесообразности применения метода в качестве долнительного средства в системе логопедической практики.
Методика ДЭНС при коррекции звукопроизношения
1.Зона заднего срединного меридиана в режиме «Тест».
2.Зона точек согласия в режиме «Тест» с обработкой латентных триггерных зон в режиме «Терапия» (77 Гц), по 30 секунд.
3.Речевые зоны: четыре точки вокруг рта в режиме «Терапия» (60 Гц), по минуте на каждой точке; язык в режиме «Терапия» (77 Гц), по минуте.
4.Речевые зоны по системе соответствия су-джок на кистях в режиме «Терапия» (60 ГЦ), по 2 минуты через день.
5.Подчелюстная зона в режиме «Терапия» (60 Гц), по минуте.
6.Зона хэ-гу и зона 7-го шейного позвонка в программе МЭД (поочередно).